Грузовики TATRA отправляются в карьер

20. Сентябрь, 2011

Компания TATRA начинает развивать новый сегмент рынка в России. На западе для его обозначения используется термин «горное дело» (для сегмента грузовиков, предназначенных для работы в карьере).

Мы задали несколько вопросов Сергею Галкину, менеджеру по рынку горного дела TATRA, a.s., о перспективах чешской компании в этой сфере и о преимуществах грузовиков TATRA.

Насколько широк на сегодняшний день в России рынок грузовиков для горнодобычи и какие модели компания TATRA планирует продавать здесь?
Наша страна активно добывает полезные ископаемые, поэтому этот рынок очень обширен. На данный момент в России разрабатывается около пяти тысяч месторождений. Около 40% из них сравнительно небольшие, с ежегодным объемом добычи менее 1,5 миллионов тонн. Здесь мы можем предложить три модели грузовиков TATRA: две трехосных модификации грузоподъемностью 20 и 25 тонн, а также четырехосную модель грузоподъемностью 30 тонн. В скором времени мы также сможем предложить вариант грузоподъемностью 35 тонн. За этот сегмент мы и намерены побороться.

Кто ваши конкуренты?
На данный момент на рынке представлены три типа карьерных грузовиков. Первый - это карьерный грузовик с жесткими мостами, такой как БелАЗ. Представлены как модели гигантской грузоподъемности, превышающей 100 тонн, так и небольшие 30-тонные модели. Второй тип представлен дорожными грузовиками местных производителей, такими как МАЗ и КрАЗ. Тем не менее, эти автомобили постепенно уступают место грузовикам третьего типа - сочлененным самосвалам. Продажи грузовиков такого типа в России ежегодно растут на 20-30%. Мы нацелены на сегмент грузоподъемности 25-35 тонн, так что это наши главные конкуренты.

Вы не упомянули китайские грузовики, выходящие на российский рынок.
Карьерные грузовики требуют капитального ремонта через 15000 часов работы, работая в среднем по 5000 часов в год. При работе с такой интенсивностью китайские грузовики служат год, максимум - два, после чего их можно списывать. Грузовики российского производства по надежности сопоставимы с китайскими. Тем не менее, найти запасные части для российских автомобилей не составляет труда. С другой стороны, китайские производители часто меняют своих поставщиков комплектующих, что нередко приводит к ситуации, когда через три или четыре года после приобретения покупатели просто не могут найти запасных частей для своих автомобилей. По этим причинам китайские грузовики не соответствуют требованиям покупателей в сфере добычи полезных ископаемых.
Таким образом, на рынке карьерных грузовиков наибольшего успеха добиваются производители, способные обеспечить качество своей продукции и гарантировать наличие запасных частей на протяжении как минимум десяти лет, предоставляя необходимые ресурсы для капитального ремонта автомобиля по меньшей мере через 15000 часов работы. Грузовики TATRA полностью соответствуют этим требованиям.

Сочлененные самосвалы обладают поистине феноменальными внедорожными способностями. Смогут ли грузовики TATRA, по сути остающиеся дорожными грузовиками, что-либо противопоставить внедорожным моделям конкурентов?
В этом сегменте рынка внедорожные способности являются самым важным параметром! После весенних и осенних дождей в карьерах образуется так называемое «окно», во время которого карьерные и тяжелые дорожные грузовики просто не могут использоваться. В результате в компании нарушается движение операционных денежных потоков, что приводит к убыткам. Тем не менее, сочлененные самосвалы могут использоваться на любых дорогах, поэтому и спрос на них растет. Но грузовики TATRA также способны работать круглый год без ущерба для производительности, вызванного тяжелыми дорожными условиями.

За счет чего сочлененным грузовикам удается демонстрировать столь впечатляющие внедорожные способности?
Во-первых, это заслуга механизма сочленения, который предотвращает потерю контакта колеса с поверхностью в любых дорожных условиях, и во-вторых, большой диаметр и ширина колес снижают сопротивление качению и давление на грунт. Грузовики TATRA достигают этого благодаря использованию концепции независимой подвески качающихся полуосей, обеспечивающих постоянный контакт колес с дорогой. Более того, передние шины 16R20 и задние шины 24R21 помогают преодолеть даже глубокую грязь.

С внедорожными способностями грузовиков TATRA все понятно. А что можно сказать о других параметрах карьерных моделей TATRA?
Поскольку грузовик продолжительное время работает на карьерных дорогах, рама карьерных самосвалов должна выдерживать очень большие нагрузки. По этой причине производители делают рамы исключительно прочными и, как следствие, очень тяжелыми. В противоположность этому грузовики TATRA имеют центральную несущую трубу, которая гораздо лучше воспринимает скручивающие нагрузки. Поэтому грузовики TATRA гораздо менее массивны. Например, среди 30-тонных грузовиков карьерный грузовик БелАЗ на 50% тяжелее аналогичного сочлененного самосвала и в два раза тяжелее грузовика TATRA.
Благодаря меньшей снаряженной массе наш грузовик более экономичен. Это, в свою очередь, приводит к снижению операционных расходов по сравнению с сочлененными самосвалами; еще большая экономия получается при сравнении с карьерными грузовиками. На сегодняшний день это является важным преимуществом!
Кроме этого, грузовики TATRA оснащаются дизельными двигателями с воздушным охлаждением, демонстрирующими низкий расход топлива, легкость в обслуживании и ремонте. Поэтому грузовики с двигателями воздушного охлаждения выгодно использовать в отдаленных районах. Для работы в карьерах с высокой запыленностью компания TATRA недавно предложила линейку моделей с двигателями жидкостного охлаждения.
Должен сказать, что на одном из угольных месторождений Чешской Республики работает около семидесяти 25-тонных грузовиков TATRA, демонстрирующих очень хорошие результаты в сравнении с сочлененными самосвалами VOLVO.

Выходя на российский рынок карьерных грузовиков какие позиции вы намерены занять?
Конечно, грузовики TATRA не смогут занять все места в диапазоне грузоподъемности от 20 до 40 тонн. Например, TATRA не сможет успешно конкурировать с половиной из них в категории 40-тонных грузовиков, поскольку наши грузовики входят в диапазон ограничений, касающихся нагрузки на ось по причине их более низкой грузоподъемности. Тем не менее, обладая сравнимым с сочлененными самосвалами внедорожным потенциалом и будучи на 20-30% менее затратным вариантом по сравнению с сочлененными самосвалами в категории грузоподъемности 25-35 тонн, грузовики TATRA вполне способны занять 10-20% российского рынка карьерных грузовиков.

Константин Закурдаев / Сергей Галкин