TATRA Road Show 2010

26. Март, 2011

Первые серии однодневных презентаций, теория и практические поездки.

  • Первые серии однодневных презентаций
  • Теория и практические поездки
  • THE NEW TATRA (НОВАЯ TATRA)
  • Сто шестьдесят лет создания автомобилей TATRA

Копршивнице: Впервые в своей истории компания TATRA, a.s. подготовила серию однодневных рекламных и деловых презентаций. На четырнадцати площадках в Чехии, Словакии, Венгрии и Польше компания при поддержке дилеров представит свои новые продукты под общим названием «The New TATRA» избранным партнерам, покупателям и представителям прессы.

Первая встреча пройдет в четверг, 19 августа 2010 года на испытательном полигоне TATRA в Копршивнице. Будут проведены теоретические и практические презентации новых продуктов и услуг TATRA, в ходе которых модернизированные автомобили основной производственной программы TERRN01 Facelift и гражданские версии автомобилей серий Т 810 и Т 815-7 будут в вашем распоряжении, и вы сможете принять участие в тестовых поездках. Автомобили серий TERRN01 и T 815-7 оснащены электронноуправляемой системой переключения передач TATRA-NORGREN.

Новые услуги для покупателей

Новый дополнительный сервис для покупателей TATRA Service PlusTM. Премиум-сервис для ключевых клиентов предполагает особое внимание к сервисному обслуживанию, непосредственный контроль ремонта со стороны производителя, возможность воспользоваться линией бесплатного обслуживания клиентов и в отдельных случаях получить компенсацию за простой автомобиля.

Другим аспектом соответствия нуждам клиентов является расширенная стандартная гарантия - услуга, не имеющая аналогов в сегменте тяжелых внедорожных грузовиков. Условия гарантии включают 36 месяцев гарантии на все типы автомобилей TATRA, пробег до 300 000 км, 12 месяцев полной гарантии на все компоненты и 36 месяцев гарантии на силовой привод автомобиля.

Основная производственная программа TERRN01

Основой производственной программы автозавода TATRA является гражданский модельный ряд автомобилей TERRN01, в июне претерпевший модернизацию. Коммерческая линейка TERRN0 1 преимущественно состоит из бескапотных шасси, платформ и самосвалов, построенных по схемам 4x4, 6x4, 6x6 и 8x8. Под именем KING FRAME скрывается конструкция комбинированной подвески, включающая рессоры или винтовые пружины и пневматические пружины высокого давления.

Аэродинамика кабины автомобилей TERRN0 1 была оптимизирована, теперь в конструкции предусмотрен характерный дефлектор; кроме этого, полностью переработана передняя панель, устанавливается новый раздельный бампер и новые фары головного света. Обновленные очертания оптимизируют воздушные потоки вокруг кабины и значительно уменьшают загрязнение стекол дверей.

Передний бампер также подвергся значительным улучшениям и теперь изготавливается из трех металлических штампованных элементов. В отличие от предыдущей конструкции головной свет теперь выполнен в виде точечных ламп. В качестве опции доступны ксеноновые фары. Шарнирное крепление боковых элементов фар головного света значительно облегчает процедуру замены ламп.

Капот теперь выполнен в виде единого элемента и имеет больше входных воздушных отверстий, что позволяет оснащать автомобиль двигателями с жидкостным охлаждением сторонних производителей. Механизм открывания капота стал более удобным. Изменения также коснулись конструкции уплотнений дверей кабины и расположения конденсатора кондиционера, который теперь установлен позади переднего бампера. Также изменилась система доступа в салон. Более крупная подножка облегчает попадание в кабину. Она изготовлена из более прочного материала - износостойкого полиэтилена, сохраняющего гибкость при температурах до -500С. Улучшенная система электропроводки и увеличенная емкость бачка стеклоомывателя обеспечивают более высокий уровень комфорта водителя. Автомобиль также оснащен новыми алюминиевыми элементами боковой защиты. Обновленный модельный ряд TERRN0 1 с оптимизированной кабиной отражает непрерывное движение компании TATRA к удовлетворению требований покупателей.

Гражданское применение Т 810

Семейство Т 810 представляет собой новейшую линейку коммерческих автомобилей, построенную на основе исключительно успешного клиентского проекта армейского автомобиля. Ни один другой автомобиль в категории средних грузовиков массой 15,5 т не может похвастать тремя ведущими осями. Такая конструкция наделяет Т 810 исключительными параметрами управляемости и ходовыми качествами как на дорогах, так и на бездорожье. Применение портального моста с редуктором и оригинальная конструкция дифференциалов осей обеспечивают непревзойденный дорожный просвет в 480 мм под картером моста. Благодаря экстраординарной способности перекрещивания осей на величину до 840 мм и превосходного сцепления с дорогой в любых условиях Т 180 способен преодолеть 100% подъем с полной нагрузкой. Угол продольной проходимости в 132 или 138 градусов (в зависимости от колесной базы), передний и задний углы въезда в 37 и 35 градусов соответственно, а также способность преодолевать препятствия высотой до 600 мм делают Т 810 абсолютным лидером в классе. В качестве опции Т 810 может быть оснащен одноконтурной или двухконтурной системой подкачки шин, управляемой водителем.

Одним из основных качеств Т 810 является стабильное и безопасное движение в любых условиях. Мощный двигатель (198 КВт/270 л.с.) идеально сочетается со способностью шасси обеспечить максимальную тягу в любой момент. Такая возможность доступна благодаря портальным мостам TATRA RIGID, особенно конструкции их крепления и подвески.

Передний жесткий портальный мост с передаточным отношением 2,294 и понижающим редуктором с передаточным отношением 2,437 оснащен электропневматической блокировкой дифференциала и дисковыми тормозными механизмами WABCO. Мост крепится к раме с помощью пары верхних продольных рычагов и нижним треугольным элементом подвески. В конструкции подвески применены цилиндрические пружины, телескопические амортизаторы, гидравлический отбойник и торсионный стабилизатор. Благодаря такой конструкции при проезде продольных и поперечных неровностей рулевые механизмы не передают на рулевое колесо нежелательных вращательных воздействий, что является обычной проблемой для других конструктивных схем.

Центральный и задний портальные мосты TATRA RIGID формируют пару. Оба моста оснащены электропневматической блокировкой дифференциала и дисковыми тормозными механизмами WABCO. Кроме этого, в картере центрального моста расположены межосевой дифференциал с электропневматической блокировкой и выходное отверстие привода заднего моста. Пара мостов крепится к раме при помощи шести продольных рычагов, в конструкции подвески применена пара 16-листовых рессор. Максимальная скорость Т 810 составляет 106 км/ч без ограничителя и 85 км/ч с ограничителем, что обеспечивает максимальную эффективность грузовика на дорогах любых категорий. Высокая стабильность также характерна для автомобиля с 12-тонным трейлером и общей массой до 27,5 т.

Два варианта колесной базы - 3150 или 3540 мм - обеспечивают достаточно пространства для установки на шасси специальных настроек, включая высокие сборные платформы, гидравлические краны и большие фургоны. На Т 810 может быть установлено до трех коробок отбора мощности, что предоставляет широкие возможности для использования различных надстроек.

Гражданское применение T 815-7 – CAS 30

Самая низкая общая высота автомобиля в данной категории, возможность регулирования дорожного просвета во время движения, способность преодолевать брод глубиной 1200 мм- вот лишь некоторые из множества качеств этого доставщика воды, обладающего превосходной эффективностью во время пожаротушения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этот доставщик воды построен компанией THT, s.r.o. Polička, лидирующим в Центральной Европе производителем автомобилей для пожаротушения. Используя самое современное шасси классической концепции TATRA, автомобиль разработан для перевозки больших объемов жидкостей для пожаротушения и 1+3 человека пожарного расчета.

Благодаря современной конструкции надстройки, изготовленной из алюминиевых профилей и алюминиевых листов, в емкости можно перевозить до 9000 л воды и 540 л пенообразующего состава. Автомобиль способен работать как в режиме низкого давления воды (3000 л/мин. при давлении 1 МПа), так и в режиме высокого давления (300 л/мин. при давлении 4 МПа). Продолжая традиции высоко оцененных покупателями предшественников, автомобиль основан на шасси TATRA 815-731R32/411 и оснащен оригинальным двигателем V8 TATRA с непосредственным воздушным охлаждением максимальной мощностью 325 КВт/442 л.с., соответствующим экологическим требованиям Евро 5. Шасси автомобиля в полной мере реализует широко известные преимущества хребтовой рамы, независимой пневмоподвески полуосей и установленной на небольшой высоте современной кабины. Концепция автомобилей TATRA позволяет монтировать различные настройки без необходимости использования дополнительной промежуточной рамы. В результате доставщик воды обладает низким центром тяжести, обеспечивающим превосходную управляемость и ходовые качества как на дорогах, так и на пересеченной местности. Это также позволило уменьшить общую высоту автомобиля и отказаться от использования выдвижных платформ для выхода и входа в автомобиль, что, в свою очередь, позволяет сэкономить время для пожарного расчета во время его работы. Мощный двигатель TATRA с непосредственным воздушным охлаждением наделяет 25-тонный автомобиль превосходным показателем удельной мощности, составляющей 13 КВт на тонну. Полуавтоматическая система переключения передач TATRA-NORGREN обеспечивает высокий уровень комфорта и безопасности вождения. Оригинальная низкая кабина, соответствующая стандарту эргономики ČSN EN 1846, обеспечивает непревзойденно малую общую высоту автомобиля, равную 2,85 м.

Пневмоподвеска всех полуосей позволяет легко регулировать (в том числе во время движения) базовый дорожный просвет (360 мм) в пределах +90/-120 мм с помощью простой трехпозиционной клавиши. Особенно ярко выдающиеся способности автомобиля проявляются в случае необходимости доставки большого объема воды за короткое время.

Электронноуправляемая система переключения передач TATRA-NORGREN

Эта современная система переключения передач, унифицированная для всех автомобилей с коробками передач TATRA, улучшает комфорт и безопасность работы автомобиля и снижает риск повреждения при неправильном переключении передач. В основе электронноуправляемой системы переключения передач TATRA-NORGREN лежит десяти- или четырнадцатиступенчатая механическая коробка передач TATRA 10 TS или TATRA 14 TS, оснащенная датчиками положения. Электропневматическая система установлена на месте оригинального усилителя рулевого управления, механизма переключения передач и рычага переключения передач. Блок управления расположен в кабине, дисплей находится на панели приборов в поле зрения водителя. Вместо традиционного рычага переключения передач установлен рычаг селектора, блок электропневматических клапанов установлен на корпусе трансмиссии, а вместо оригинального усилителя переключения передач установлены актуаторы. Аварийный контроллер установлен в кабине, в легкодоступном для водителя месте. В ручном режиме переключения, обозначенного буквой «М» на дисплее, может быть включена любая передача. В то же время система не допустит включения передачи, которая приведет к превышению допустимых оборотов двигателя. Селектор перемещается вперед или

назад для включения повышенной или пониженной передачи, выбранная передача отображается на дисплее. Передача включается после того, как отпущена педаль сцепления. Ее можно отпускать после звукового сигнала, означающего успешное включение передачи.

С помощью селектора можно изменить варианты работы системы в автоматическом режиме, что дает возможность водителю выбрать необходимые параметры исходя из текущих условий и потребностей. Каждый подрежим автоматического режима позволяет водителю включать различные передачи исходя из текущих оборотов двигателя и в соответствии с выбранным режимом работы. Выбранные передачи отображаются на дисплее, их непосредственное включение происходит при отпускании педали сцепления. Успешное включение передачи сопровождается звуковым сигналом, после которого педаль сцепления можно отпустить. В зависимости от ваших потребностей вы можете изменить параметры автоматической трансмиссии в любых режимах работы с помощью рычага селектора.

Индивидуальные подрежимы автоматической системы переключения передач включаются в следующей последовательности: АЕ - экономичный режим, АМ - загрузка автомобиля, АР - динамичный режим, AS - самовосстановление, МВ - моторный тормоз. В соответствии с предпочтениями покупателей TATRA предлагает комплексную обучающую программу для всех заинтересованных сторон, с акцентом на оптимальный вариант использования электронноуправляемой системы переключения передач TATRA-NORGREN.

160 лет истории TATRA

Двигатель внутреннего сгорания, а позднее - первый автомобиль, были созданы на волне промышленной революции. Идея построить первый автомобиль, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания, в австро-венгерском городе Копршивнице, в то время на официальном немецком языке именовавшимся Нессельсдорфом, возникла благодаря энтузиазму промышленника из города Либерец, барону Теодору фон Либигу. Все исторические документы, касающиеся автомобилей TATRA, обычно начинаются именем основателя компании Игнаца Шусталы. Именно этот человек заложил основу компании, начав производство колясок и бричек в Копршивнице в 1850 году. К сожалению (а может и к счастью), он не дожил до капитализации своей компании в 1891 году. Его сыновья, изначально занимавшие ключевые посты на фабрике, также не принимали участия в разработке идеи производства автомобилей. В знак протеста против методов руководства акционерным обществом они продали свои доли в компании (причем по заниженной цене) и решили организовать конкурирующую компанию, в 1895 и 1896 годах, позднее названную Vagónka Studénka. В то время в Копршивнице также производили железнодорожные вагоны. После этого компанию возглавил инженер и механик Хьюго Фишер фон Рёслерстамм. Возможно, он искал применение мастерству каретных мастеров, драпировщиков и других специалистов, которые неуклонно теряли работу из-за падения спроса на коляски и брички. Быть может, он пришел к идее производства автомобилей, увидев фотографии «безлошадной повозки», опубликованные в La Locomotion Automobile (подшивки изданий с 1895 по 1898 годы хранятся в архиве компании). Возможно, Фишер размышлял так: «Мы можем производить коляски и брички, и от тех, что на фотографиях,они отличаются несколькими незначительными деталями: нужно всего лишь добавить двигатель, трансмиссию и рулевое колесо - и вы получите автомобиль. Одну из этих «незначительных деталей» - двигатель - можно заказать у производителя. Производство остальных деталей и сборку можно организовать в Копршивнице». Идея была гениальна в своей простоте!

В этот момент на сцене появляется барон Теодор фон Либиг. Исключительно благодаря дружеским отношениям, Карл Бенц согласился передать в Копршивнице один из первых двухцилиндровых двигателей, созданных в 1897 году, а также взять на себя обязательства по регулярной поставке двигателей для первых автомобилей фабрики в Копршивнице. О его важной роли в становлении автомобильной промышленности в Чехословакии говорит тот факт, что другим привлекательным местом для организации автопроизводства в Австро-Венгрии была Вена и расположенная в этом городе каретная фабрика K. u. k Hofwagenfabrik Ludwig Lohner and Cie. Переписка 1898 года между Людвигом Лонером и находящимся в Париже Георгом Келлнером доказывает, что он не сомневался в необходимости покупки для Австро-Венгрии патентов Даймлера и что при участии Либига он поддерживал контакт с Бенцем. Существовала высокая вероятность того, что первый австрийский автомобиль будет выпущен в Вене, а не в Копршивнице. Это подтверждает несомненные заслуги барона Либига как посредника в деловых связях между фабрикой в Копршивнице и компанией Бенца в Маннгейме.

Таким образом, спустя всего лишь несколько лет после «рождения» автомобиля в том виде, в котором мы его знаем сегодня, в Копршивнице изготовили свой первый автомобиль - «Президент». А первый грузовик был выпущен в Копршивнице всего лишь через год после создания первого грузовика в мире. Вне всяких сомнений, предшественники автомобилей TATRA, в то время выпускавшиеся под маркой NW, всегда находились на переднем крае разработок. Спустя короткий промежуток времени был выпущен первый полноприводный грузовик Jaguar, своим появлением создавший сегмент автомобилей, который позже принесет мировой успех компании TATRA.

Массовое производство грузовиков было запущено в середине 1910-х годов. Бренд TATRA впервые появился на автомобилях незадолго до 1920 года. После некоторых преобразований в управлении компанией, вызванных изменением политической ситуации в Центральной Европе и созданием независимой Чехословакии, идейный вдохновитель компании, конструктор Ганс Ледвинка, подготовил всему миру сюрприз, сегодня известный нам под названием «концепция автомобиля TATRA».

В 1923 году была представлена новинка: шасси, состоящее из центральной несущей трубы, на которой установлен двигатель с непосредственным воздушным охлаждением и трансмиссия с независимыми качающимися полуосями. Дальнейшие годы производства автомобилей доказали эффективность такой конструкции. Постепенно эта схема нашла применение в конструкции специальных автомобилей, а позже - и в тяжелых внедорожных автомобилях.

Во время Второй мировой войны был выпущен первый грузовик с 12-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения. В последующие десятилетия этот трехосный полноприводный грузовик таскал и перевозил материалы на крупнейших стройках половины земного шара. Уважение и признание заслуг Т 111 воплотилось в памятник, установленный в Магадане, в Сибири, в местах, где другие автомобили, несомненно, не могут ничего противопоставить надежности и возможностям автомобилей TATRA.

Опыт разработки и эксплуатации тяжелых грузовиков воплотился в создании моделей серий Т 138/148. Эти капотные грузовики, оснащенные восьмицилиндровым двигателем воздушного охлаждения, стали лучшими моделями чехословацкой компании. Весной 1967 года TATRA представила первый четырехосный T 813 8x8 Kolos с центральной несущей трубой. В 1982 году после выпуска ограниченной серии из ста грузовиков Т 148 была проведена унификация серий автомобилей, а также представлен бескапотный грузовик Т 815. Кульминацией производства этой модели стал выпуск варианта с двигателем Евро 2. Серия Т 815 была критически важной для TATRA, поскольку во время ее производства после продолжительных дискуссий и жарких споров было принято решение о дальнейшей разработке двигателя V8 с непосредственным воздушным охлаждением, турбонаддувом и интеркулером, соответствующего нормам от Евро 0 до Евро 5. После минимальных изменений в конструкции характеристики двигателя улучшились со 177 КВт мощности и 850 Нм крутящего момента до текущих 325 КВт и 2100 Нм. Однако, изменения в политической и общественной жизни в 1989 году показали, что ориентация на единственный модельный ряд стала существенным препятствием на пути успешного коммерческого развития.

Прорывом для TATRA стал клиентский проект Liwa. Основываясь на предпочтениях конечного покупателя в шасси Т 816 8х8 были успешно имплантированы двигатель KHD Deutz с жидкостным охлаждением, а также автоматическая коробка передач Twin Disc. Выигрыш в конкурсе на поставку автомобилей для армии ОАЭ означал не только возможность изготовить и продать 1127 автомобилей за полтора года, но и значительное достижение в производственной стратегии. Это привело к выпуску в 1999 году моделей Armax и Force. В основу была положена гражданская модель Т 815, получившая название TERRN0 1 (1997), а в процессе так называемой «милитаризации» были подготовлены автомобили специального назначения. Автомобили более поздней серии Force были созданы на основе интеграции двигателей и коробок передач сторонних производителей в оригинальную концепцию автомобилей TATRA. Опыт использования в конструкции двигателей с жидкостным охлаждением также отразился в возможности создания аналогичной конструкции для гражданских версий TERRN0 1. Кроме этого, была создана гражданская серия Т 163 (Jamal, 1999 год), предназначенная для работы в самых тяжелых условиях. После долгого доминирования бескапотных грузовиков эти автомобили получили капотную компоновку.

TATRA добилась значительных успехов в разработке собственных двигателей с непосредственным воздушным охлаждением: Прежде всего, это первая и единственная в мире компания, создавшая дизельный двигатель V8 с турбонагнетателем, интеркулером и механическим топливным насосом, соответствующий экологическим требованиям Евро 3. Позже, в 2006 году, двигатель был оснащен технологией SCR (очистка выхлопных газов путем впрыска AdBlue - 32,5% растовра мочевины), что позволило привести его в соответствие со спецификациями Евро 4 и Евро 5 (в 2008 году). Этот шаг также стал первым в мировом автопроизводстве. Таким образом, сбылся прогноз 1988/89 года, утверждавший, что TATRA сможет предлагать покупателям автомобили, оснащенные оригинальными двигателями с непосредственным воздушным охлаждением, вплоть до 2010 - 2013 года.

В 2002 году TATRA приобрела права и техническую документацию на производство среднего тяжелого армейского автомобиля Ross R 210, одобренного для использования вооруженными силами Чешской республики. Проведя ряд успешных модернизаций путем установки лонжеронной рамы и жестких мостов, в 2004 году компания заключила с вооруженными силами Чешской Республики соглашение о поставках , а позже, в 2006 году - контракт на замену 556 средних тяжелых армейских грузовиков моделью TATRA 810 ATS. Клиентский проект модернизации основывался на возможностях оригинальной классической рамы и жестких портальных мостах TATRA-RIGID. Успех у покупателей и дальнейшие усовершенствования Т 810 привели к созданию гражданской версии автомобиля, впервые представленной в 2010 году.

Тем временем отделения дизайна и разработки трудились над созданием совершенно нового семейства автомобилей специального назначения, первоначально представленного как Т 817 и позднее переименованного в Т 815-7 для сертификации. По той же причине серия Force была названа Т 815-6. Первый средним грузовиком в 2004 году стал TATRA Т 817 4х4, оснащенный двигателем Cummins и коробкой передач ZF. В течение последующих двух лет в модельном ряду появились модификации 8х8 и 6х6.

Модельные ряды Т 815-7 тесно связаны между собой, в то время как их конструкция может значительно отличаться с точки зрения используемых двигателей и приводов. Помимо двигателей с воздушным охлаждением TATRA Т3 (V8, турбонаддув, интеркулер, соответствие стандартам от Евро 2 до Евро 5 без использования электронной системы впрыска), автомобили также могут быть оснащены двигателями с жидкостным охлаждением Cummins, Caterpillar или Navistar. Кроме этого, помимо механической коробки передач, может быть установлена автоматическая коробка. Помимо перевозки персонала новые модели могут использоваться не только для перевозки пассажиров, но и для транспортировки снаряжения, военной электроники, радарных систем и других специальных грузов; кроме этого грузовики могут быть оснащены специальными контейнерами или фургонами. Низкая кабина и небольшая общая высота автомобиля позволяют перевозить грузовики самолетами С-130 Hercules. Конструкция автомобиля позволяет устанавливать дополнительные бронированные элементы кабины различных классов защиты в соответствии с STANAG 4569. Специальные серии Т 815-7 также были представлены покупателям. Первый серийный гражданский Т 815-7 был выпущен в модификации спасательного автомобиля CAS 30 в текущем году. В 2010 году были представлены новые продукты под общим названием THE NEW TATRA. Автомобили основной производственной программы TERRN01 и гражданские версии T 815-7 получили электронноуправляемую систему переключения передач TATRA-NORGREN. Совершенствование послепродажного обслуживания выразилось в расширенной гарантии на автомобили, а также предоставлении дополнительного сервиса TATRA Service PlusTM. В год своего 160-летнего юбилея TATRA, a.s. организует ряд презентаций под названием TATRA Road Show.

TATRA Road Show 2010

19 августа 2010 TATRA, a. s., Копршивнице, полигон TATRA, a. s.
26-30 августа 2010 PARMA SERVIS, České Budějovice, Bread Basket Fair (Země živitelka)
2 сентября 2010 AUTODÍLY ŠPINDLER,  Усти-над-Лабем, гравийно-песчаный карьер GLAREA Nučničky
7 сентября 2010 SERVIS CENTRUM VYSOČINA, Jihlava Truck Trial premises Pístov
9 сентября 2010 M1 Truck Centrum Kisigmád – рудник Cséma, Венгрия
11 сентября 2010 Visonta – крупнейшая открытая выработка, Венгрия
13 сентября 2010 Vásárosnaméry – песчаные карьеры, строительная площадка трассы М3, Венгрия
14 сентября 2010 Vyšný Čaj, Košice, Словакия
16 сентября 2010 aSERVIS, Slaný, территория аэропорта
21 сентября 2010 ATH, Прага, рудник Benešov, песчаный карьер Brandýs nad Labem
23 сентября 2010 AUTO TRANS, Jičín, Nová Paka premises, канал Štikovská
30 сентября 2010 AUTOPAŠEK, Kaznějov, глиняный карьер Kaznějov
5 октября 2010 ASON Брно, карьер Klajdovka, песчаный карьер Bratčice
7 октября 2010 AB AUTOBOSS, Český Těšín, территория компании
12 октября 2010 TPZO TRANSBUD, Варшава, военная база Sulejówka, Польша
14 октября 2010 PARTNER – IPEX, Frenštát pod Radhoštěm, строительная площадка объездной дороги г. Příbor
21 октября 2010 GTB, Liptovský Hrádok, карьер Malužiná, Словакия
26 октября 2010 ASBUD, Katowice, Польша

26 октября 2010, Копршивице

Более подробная информация представлена на сайтах www.tatra.cz и tatraroadshow.cz