Ганс Ледвинка

23. Февраль, 2018

Духовный отец так называемой «концепции автомобиля Татра» родился 140 лет назад. Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka) подписал широкий спектр патентов и образцовых дизайнерских решений. Его концепцию оригинального шасси бренд TATRA продолжает использовать и сегодня.

В то же время с появлением первых автомобилей начала в Центральной Европе формироваться группа, первоначально независимых от себя, дизайнеров, что в корне повлияло на развитие новых транспортных средств.

Д-р технических наук инж. Ганс Ледвинка, конструктор, который стоял во главе почти всех основных технических новинок самого старого, а сегодня уже единственного чешского производителя автомобилей TATRA в первой половине двадцатого века, родился 14 февраля 1878 года в Клостернойбурге в Австрии.

Он гордился своей национальностью, считал себя австрийцем. Говорил по-немецки, никогда не научился чешским выражениям. От остальных он требовал, чтобы с ним разговаривали на его родном языке. С другой стороны, он всегда был в состоянии оценить конструктора за хорошую работу, независимо от его происхождения.

В первый раз и во второй раз

После окончания Государственной промышленной школы в 1896 году Ледвинка нашел место в г. Копршивнице. Фирма Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks Gesellschaft в то время выпускала кареты, разного рода обивку и железнодорожные вагоны. Здесь начал Ледвинка свою карьеру. В следующем году был создан небольшой отдел автомашин.

Ответственным за эту программу был 24-летний житель Вены инж. Эдмунд Румплер, который приехал в Копршивнице и назначил 18-летнего Ледвинку свои ассистентом.

В 1902 году Ледвинка, после разногласий с заведующим мастерской Леопольдом Свитаком из Копршивнице, перешел работать в венскую фирму Александра Фридмана, где он вместе с профессором Кноллером работал над созданием конструкций паровых двигателей. Три года спустя он оставил эту работу, и по просьбе тогдашнего директора, Гуго Фишер фон Ресслерстамма, вернулся в Копршивнице (Нессельсдорф) к двигателям внутреннего сгорания. Его основная задача заключалась в улучшении конструкции двигателя и трансмиссии. Таким образом, Ледвинка постепенно предложил четырехцилиндровый двигатель типа S с наклонными клапанами и ввинченными седлами. Типичным для двигателя был его картер туннельного типа с закругленными крышками на левой стороне для легкого доступа к подшипникам шатуна. Также интересной была новая коробка передач, которой благодаря колоколообразной конструкции хватило всего пять зубчатых колес.

Но Ганс Ледвинка, теперь уже как глава автомобильного производства, снова противостоял другим, в частности директору Эргарду Кёльбле. После разногласий относительно инвестиций государственных субсидий в строительство объектов железнодорожного производства он в 1916 году перешел работать в Штырский Градец к конкурентному заводу Steyer.

Конструкционное наследство

Второй уход из Копршивниц имел для Ледвинки фатальные последствия прежде всего в области рабочих контактов с позже не менее успешным автомобильным конструктором Фердинандом Порше, уроженцем Северной Чехии.

После строительства нового автозавода в г. Копршивнице под руководством инж. Макса Решля, директор автозавода инж. Леопольд Пашинг в 1921 году опять принял Ганса Ледвинку в качестве руководителя недавно созданного автопроизводителя.

Два года спустя Ледвинка увенчал свою работу, выпустив совершенно оригинальный автомобиль TATRA 11. Основой шасси была центральная труба, на переднем конце которой находился двухцилиндровый двигатель с прямым воздушным охлаждением и коробка передач, а на задней части трубы находилась ось с независимо подвешенными качающимися полуосями.

Патент на качающиеся полуоси подал в 1903 году инженер Эдмунд Румплер, который в то время работал на фабрике Adler Werke во Франкфурте-на-Майне. Независимо подвешенные качающиеся полуоси не были оригинальной идеей Ледвинки, тем не менее совершенно новой была концепция всего шасси автомобиля, что является его самым большим конструкционным вкладом. Концепция автомобиля, разработанная Ледвинкой в сегменте грузовых автомобилей Tatrа, впервые была представлена для автомобилей типа T 23 и T 24 (1926). С тех пор она осталась, и бренд TATRA выигрывает от этого до сегодняшнего дня.

Турбулентные времена

В тридцатые годы прошлого столетия на заводе TATRA наступил так называемый аэродинамический период. Над этими автомобилями под руководством Ганса Ледвинки и инженера Э. Уэбелаккера также работал и сын Ледвинки – дипломированный инженер Эрих Ледвинка. В июне 1945 года Ганс Ледвинка, в то время заместитель директора завода Ringhoffer - TATRA a.s., был арестован, а позже осужден народным судом за помощь военным усилиям Германии. В течение 1948 года он был осужден в качестве коллаборациониста на шесть лет с рекомендацией покинуть территорию республики по истечении срока наказания. Следует добавить, что Ледвинка и его сын Эрих уже при Первой Республике находились под с полицейским расследованием.

Реабилитация гения

В пятидесятые годы прошлого века дизайнер Ганс Ледвинка уехал в Австрию, а затем в Федеративную Республику Германию. Баварский главный город Мюнхен стал его последней остановкой, скончался Ледвинка 2 марта 1967 года.

К концу своей жизни он выступал в качестве свидетеля в споре наследников об участии Рингхоффера в компании TATRA с фирмой Volkswagen. Это также эффективно способствовало внесудебному урегулированию вопроса между спорными сторонами. Однако Ледвинка ничего не получил, у него не было средств на такого юрисконсульта, который успешно выступал бы от его имени.

Решением правосудия и при помощи многих поклонников спустя 44 года, 14 февраля 1992 года, нашим высшим судом доктор технических наук инженер Ганс Ледвинка был полностью реабилитирован.